Почему тебя не пугает машина,
которая в тысячу раз сильнее тебя,
но ужасает мысль о машине, которая
многократно превосходит тебя интеллектом?
Станислав Лем
История человечества – это история развития в двух направлениях, рост энергопотребления и рост самосознания и знаний человека, эти процессы неразрывно связаны между собой.
История энергопотребления началась с первого огня и продолжилась с изобретения использования другого человека в качестве батарейки – раба, жизнь которого была недолгой, но позволяла получить дополнительную энергию. Вместе с этой инновацией потребовалось и улучшение человека. Если ранее для ввода нового человека в жизнь было достаточно примера родителей и близких родственников, то теперь в древних государствах появились школы, которые обучали абстрактной деятельности – письму, математике и т.д. Немаловажной частью обучения было изучение методов управления людьми – риторика, языкознание и т.д. так как очевидно, что одной лишь угрозой наказания нельзя было достигнуть эффективной работы раба.
Следующим этапом развития было изобретение возобновляемой энергетики – водяного колеса (во II веке н.э.) и позже ветряных мельниц, которые позволили по сути исключить рабский труд из производства продуктов, механизировав одну из ключевых задач – переработку зерна. Отмечу, что например Москва расположена в очень удобном для этого месте, где река Москва сильно петляет, что помогает как с логистикой, так и с переработкой зерна. Так и наступили темные века возобновляемой энергетики, более известные как феодализм. Интересно, что Дон Кихот как раз сражался с основной машиной феодализма — ветряными мельницами, которую должен был защищать.
После изобретения паруса и паровых двигателей с относительно высоким КПД началась промышленная революция, которая одновременно дала толчок к очередному этапу развития человека. Все растущее число машин потребовало коренного изменения человека – было создано и внедрено массовое образование, который должен получить каждый человек – для дальнейшего существования в мире машин.
Теперь в принципе понятно и наше следующее светлое будущее. Наш мир будущего, населенный машинами с искусственным интеллектом, объединенный с помощью технологий промышленного Интернета и большим объемом энергии на душу, будет требовать нового человека, который будет управлять еще большим объемом энергии и машин.
Очевидно, что создание такого человека без новых технологий глубокого обучения маловероятно. Скорее всего, мы в ближайшее время увидим появление технологии обучения, которая будет интегрирована сразу в новорожденного или может чуть позже. Искусственный интеллект будет с рождения в режиме дополненной и/или виртуальной реальности помогать человеку быстро обучаться и подключаться к общей системе знаний. Более того, часто трудная проблема интеграции неявных знаний человека будет иметь прямое решение. Хотя конечно этот мир будет весьма непрост.
Нередко встречаются тексты, где приводятся «ужасные» последствия такого мира для человека, однако я думаю, что человек создан – создавать мир все более совершенным, что бы это не значило и сможет выжить и развиваться и в этом новом мире.
Мир будущего