Как бы ни высока была гора,
любой ее склон может стать тропой.
Сулейман I
Экономика Турции
1. Сирийская дилемма Эрдогана. Стратегический вызов, который новая реальность в Сирии бросила турецкому руководству, причем не только нео-османским устремлениям Эрдогана к региональному господству, но и базовым интересам Анкары, дополнительно обострился в последние дни. Успехи армии Асада при российской поддержке на фронте возле Алеппо не только сорвали переговоры в Женеве. Правительственные войска смогли перерезать коммуникационные линии, по которым ориентированные на турецкие власти повстанцы получали снабжение из Турции, и Анкара рискует полностью утратить контроль над этим районом.
Растет также напряженность в отношениях Турции с США. Посетивший Турцию в конце января вице-президент Джо Байден остро критиковал турецкий режим за преследование своих противников из числа журналистов и других представителей оппозиции. Не менее острой была критика со стороны Турции, когда специальный представитель президента Барака Обамы при коалиции по борьбе с ДАИШ, опытный дипломат Брэтт Макгерк посетил сирийский город Кобани, контролируемый курдами. Эрдоган даже потребовал от Вашингтона выбирать между Турцией и курдами. Но на самом деле выбирать следует Турции.
2. Позвать волка в стадо и на границу! В письме, которое депутаты от коммунистической партии Валерий Рашкин и Сергей Обухов направили президенту России Владимиру Путину и министру иностранных дел Сергею Лаврову, в частности, говорится: «По Карсскому договору, который считается продолжением Московского договора, Турции отошли входившие в состав Российской империи Карсская область, южная часть Батумской области и Арарат. Армения не признает Карсский договор, а парламент Грузии денонсировал его в 2005 году».
Как отмечает председатель консультативного совета Партии великого союза Хаккы Ознур (Hakkı Öznur), «за большой игрой, направленной против Турции, стоят Атлантика, Лондон и Израиль. Бунты с требованием самоуправления были спланированы в США и Великобритании. Оба сопредседателя Демократической партии народов регулярно встречаются с глобальным лобби, враждебно относящимся к Турции». Сценарий по сириизации Турции продолжается. Дестабилизировать Турцию желают США, Россия, Иран, Сирия и их субподрядчики. Они хотят, чтобы с нашей страной стало то же, что и с Афганистаном и Ираком.
3. Как опасная игра Меркель по отношению к России и Турции оборачивается против нее? Несмотря на утверждения о защите европейских интересов на встречах с Путиным и Эрдоганом, Ангела Меркель на самом деле преследует собственные цели. Сейчас же ей приходится расплачиваться за дипломатическую неосторожность и непродуманные заявления по беженцам. Непоследовательность же ЕС в вопросе миграционного кризиса говорит о том, что европейского проекта больше нет. Все это получило отражение в политике: критика Меркель в Германии сейчас звучит все громче. Кстати говоря, она именно поэтому уже дважды бывала в Турции: в октябре и несколько дней тому назад. Она решила активно заняться проблемой не из европейских, а собственных интересов. Германия не говорит от имени ЕС, хотя и делает вид, что это так. Что касается общеевропейской политики, ее не существует. Тому есть трагическое доказательство: ЕС не в силах сформулировать коллективный ответ ни на одну проблему. И если это так, зачем вообще нужна Европа?
4. Исламская армия против крестоносцев и сионистов. Много лет подряд мы не прекращаем твердить, что идет «глобальная религиозная война», которая может иметь непредсказуемые последствия. Когда мы пишем и говорим об этом, одни относят нас к сторонникам теории заговора, другие — к поджигателям войны. А все, кто верит, что из любого такого события победителем выйдет Запад, втихомолку посмеиваются и не придают нашим оценкам значения. Все это известно и ожидаемо, тем не менее, не так важно для нас. Мы не стремимся что-то доказать или внушить кому-либо.
На данный момент США, Европа, Россия, Израиль и Иран создали антимусульманский союз. Давайте, наконец, посмотрим правде в глаза. Разногласия между Россией и США по поводу исламского мира — только внешние. Эта мизансцена разыгрывается для того, чтобы нельзя было разоблачить тайный союз между ними. С самого начала сирийского кризиса США и Россия были союзниками. Остальное — легенда.
Турция и Россия
5. Первый Рим и Третий Рим против Второго Рима. Что же нам делать с Константинополем? События последних лет на Ближнем Востоке, особенно начиная с «арабской весны», показывают, что это греческая Церковь никак не справляется с ролью защитника христианских меньшинств, которую худо-бедно она исполняла во время существования Османской империи. После распада империи и провозглашения светской Турецкой республики Константинопольский патриархат пошел навстречу Ватикану. Исторической стала встреча папы Римского Павла VI и патриарха Афинагора.
России важна даже моральная поддержка того, что она делает сейчас в Сирии. Одной из задач, которую преследует Москва, является создание условий для нормальной и безопасной жизни сирийским, а в потенции и всем ближневосточным христианам. В этом пересекаются интересы не только православной России и католического Ватикана, но и исламского Ирана. И неудивительно, что папа и российский президент адекватно взаимодействуют с Тегераном, который демонстрирует позитивную ответную политическую реакцию. Между тем не менее важна и духовная составляющая. Кремль и Ватикан, Ватикан и Тегеран, Кремль и Тегеран на государственном уровне договариваются и ведут диалог. Теперь пора подключиться и Московской патриархии — в первую очередь в отношении Святого престола.
Двойной удар: зачем Турция бомбит Ирак и Сирию