Будущее всегда выглядит иначе,
нежели мы способны его себе вообразить.
Станислав Лем
Экономика Польши.
1. Чистая прибыль польской государственной нефтегазовой компании PGNiG в 2013 г упала на 14%. Основным фактором, который повлиял на падение прибыли, стали тарифы на газ в стране. В результате, рентабельность продажи газа была отрицательной и составила минус 2%. Продажи газа выросли почти на 9% и составили 16,1 миллиарда кубометров. По итогам четвертого квартала прошлого года чистый убыток польской компании составил 162 миллиона злотых (около 53 миллионов долларов), тогда как годом ранее компания получила в аналогичном периоде прибыль в размере 2,12 миллиарда злотых (около 695 миллионов долларов). Выручка компании в прошедшем году составила 32,12 миллиарда злотых (около 10,53 миллиарда долларов), что на 12% больше, чем в 2012 году.
Кроме того, PGNiG пытается договориться с государственной компанией Катара о переносе на полгода сроков исполнения подписанного в 2009 г. 20-летнего соглашения о поставке сжиженного природного газа. Основной проблемой является рентабельность контракта. Определенная в нем цена на газ Катара на сегодняшний день на 15-30 процентов выше, чем та, которая определена в договоре с российским Газпром. Кроме того, цена, определенная в «катарском» контракте, практически необсуждаема.
2. Сближение Центральной Европы с Западом серьезно замедлилось. Новые члены ЕС стремительно сближались с Западом, пока не лопнул кредитный пузырь, и затем сближение резко замедлилось. Фактически, если оно будет идти темпами 2008-2013 годов (примерно 0,37% в год), этим странам понадобится больше 100 лет, чтобы достичь среднего для «ключевых стран» уровня доходов. Конечно, крайне маловероятно, что все будет происходить настолько линейно и предсказуемо, и я не утверждаю, что Центральная Европа догонит Западную по среднему доходу именно в 2115 году. Однако так как стремительное и устойчивое сближение совпало с ростом кредитного пузыря, который вряд ли надуется снова, вероятнее всего в дальнейшем регион будет сближаться с соседями по Евросоюзу медленнее, чем в прошлом.
В условиях дорогих денег и жестких бюджетов развитые страны систематически чувствуют себя лучше, чем менее развитые посткоммунистические экономики. Таким образом, если в будущем Европу ждут дорогие деньги и жесткие бюджеты, Центральной Европе, по-видимому, придется нелегко.
Польша и Россия
3. Польская разведка предостерегает политиков. Польская разведка не исключает российских провокаций у украино-румынской и особенно — украино-молдавской границы. Украина граничит с сепаратистским Приднестровьем, которое провозгласило независимость от Молдавии. А в Приднестровье, на флаге которого изображены серп и молот, находятся российские войска. По оценкам польской разведки (и это пока остается актуальным) украинская армия не собирается принимать одну из сторон политического конфликта в Киеве. Одновременно, наши разведчики полагают, что в случае открытого конфликта с Москвой военные не станут предпринимать каких-либо действий против российской армии. Почему? Потому что доминирующую позицию занимают там благожелательно настроенные к России офицерские кадры.
Несут ли события на Украине нечто положительное для Польши? По мнению польских разведчиков, да. Российская и белорусская разведка резко ограничили свою деятельность в нашей стране, переместив центр активности на Украину, в частности, занявшись созданием там новой агентурной сети.
4. Таких слов о Польше из уст российского политика мы не слышали с 1939 года. В.В.Жириновский говорит вслух то, что думают о России и ее месте в мире кремлевские консерваторы из разряда великорусских шовинистов, которые мечтают о восстановлении российской империи под знаменем Евразийского Союза. Таков смысл авантюрных идей Жириновского о реализации на Украине грузинского сценария: спровоцировать конфликт, чтобы отделить от украинского государства Крым и Донбасс, как Осетию и Абхазию, дать всем желающим гражданам Украины российское гражданство, а потом вмешиваться в украинскую политику под предлогом защиты граждан РФ. Как в Молдавии.
5. Новые члены ЕС теряют население быстрее, чем Россия. Часто можно услышать, что для России единственный способ взять под контроль демографический кризис – это провести далеко идущие либеральные реформы в политике и в экономике. Единственная проблема этой теории заключается в том, что посткоммунистические государства, которые уже провели далеко идущие либеральные реформы в политике и в экономике (речь идет о странах, ставших полноценными членами Европейского Союза), теряют население еще быстрее, чем Россия.
Что я хочу всем этим сказать? Очень простую вещь. Если страна хочет бороться с демографическим спадом, ей следует бороться именно с демографическим спадом. Кроме того, стоит отметить, что все эти сюжеты про «последнего человека в России» выглядят еще актуальнее для стран, скрупулезно следующих западным рецептам.
Освобождение западной Украины и Беларуси от Польши, 1939 год