В каждой естественной науке заключено столько истины,
сколько в ней есть математики.
Иммануил Кант
Наш мир состоит как минимум из двух разных миров — материального мира, который частично познается с помощью науки и идеального мира — мира наших сознаний, каждое из которых является уникальным подмиром общего идеального мира. В материальном мире наши сознания могут строить математические модели процессов (физических, химических, …) и проверять их корректность, причем по мере развития науки модели становятся все более сложными. Если раньше модели были в виде простых корреляций, зачастую линейного вида (второй закон Ньютона или закон Ома), то даже более поздние обобщения зачастую нелинейные и многопараметрические, содержащие невычислимые трансцендентные числа, то есть по сути модели неточные изначально.
Еще одной проблемой является принципиальная невозможность использования математических моделей для прогнозирования будущего, даже весьма простые модели всего с одной переменной могут привести к хаотическому поведению прогнозируемых параметров. Добавляет огня и теорема полноты Гёделя, которая доказывает возможность построения контрмодели для любой системы универсальных законов или аксиом, что по сути говорит о бесконечности научного познания.
Вернемся к миру сознаний (идеальному миру). Очевидно, что законы материального мира — лишь инструмент формирования сознания, деятельность которого не только не зависит (в некотором смысле) от материального мира, но и способна формировать собственные миры, отсутствующие в материальном мире. Проблемой для науки является не только нелинейность (хаотичность) мира сознаний, но и изменение состояний сознаний при попытке их исследования, сильная их рефлексивность.
Таким образом можно разделить 2 мира и соответствующие им методы исследований — научный метод для материального мира, основанный на проверке математических моделей и метод конструирования сознаний — религия для идеального мира.
Баланс религии и науки
Уведомление: Gilbert