Время — фактически является активным бытием человека.
Оно не только мера его жизни, оно — пространство его развития.
Карл Маркс
Возникла мысль обосновать оптимальные размеры компаний по отношению к размеру рынка в безразмерном виде. Для этого я построил модель развития рынка неких товаров или услуг. Максимальный объем рынка в конце динамического процесса равен 1, однако в каждый момент времени максимальный размер определяется по логистической кривой, безразмерная формула ниже
Помимо динамики максимального размера рынка есть еще динамика появления и развития компаний. В каждый квант времени может случайным образом с некоторой вероятностью произойти следующие события
— может появиться малая компания
— каждая из существующих компаний может увеличить объем производства/выручки на величину от 1 до 10%
Каждый квант времени от максимального объема рынка вычитается объем производства компаниями и получается некоторый остаток рынка, к которому добавляется прирост максимума рынка на следующем кванте и снова вычитается производство следующего кванта времени.
Пример такого расчета показан ниже на графиках, интересно, что остаток рынка начинает снижаться при общем объеме выручки всех созданных компаний на уровне 0,35% от остатка рынка. После завершения процесса освоения рынка вычислил кривую Лоренца для созданных компаний. Вполне очевидно, что неоднородность размера компаний весьма велика и всего 15% компаний от их числа производит 80% продукции. Таким образом, крупные корпорации неизбежно захватывают любой рынок.
Динамика роста рынка и компаний для синтетической модели
Кривая Лоренца по компаниям к концу процесса
Update:
Неравенство корпораций России по выручке (ТОП-400 компаний РФ)